>
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [10]
Открытый мастер-класс [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Учет гендерных особенностей в обучении и воспитании школьников.

Растёгина Наталья Валерьевна,

зам. директора по УВР

ГОУ гимназии №1592 СОУО ДО г. Москвы


Учет гендерных особенностей в обучении и воспитании школьников.


Актуальность проблемы. В условиях существенных изменений социокультурной жизни общества на рубеже XX–XXIв. в сфере гендерной стратификации наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. В этом аспекте закономерно происходят кардинальные изменения и в содержании теоретико-методологических подходов в образовании; по-новому видятся цели обучения и воспитания мальчиков и девочек. Отечественные и зарубежные педагоги- и психологи-исследователи в области гендерной проблематики сходятся в том, что образование как педагогическое явление, неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих концептуальных позиций в вопросах гендерной социализации воспитанников: развитие андрогинной личности обучающихся, обеспечивающей широкие возможности раскрытия индивидуального опыта, самоопределения, самоорганизации жизнедеятельности и самоактуализации (К. Гиллиган, К. Гэри, К. Джеклин, Ф. Л. Джес, Е. А. Здравомыслова-Стоюнина, И. С. Клецина, Т. И. Клименкова, Е. Маккоби, Дж. Мани, С. Д. Матюшкова, Л. В. Попова, Н. А.Римашевская, Л. В. Штылева и др.). Необходимость гендерного подхода в образовании продиктована практикой полоролевого подхода в общеобразовательной школе. Школа как социальный институт продолжает настойчиво воспроизводить через образование жесткие стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, способствовать формированию гендерных стереотипов самовосприятия и самооценки личности подрастающего поколения по половому признаку, что, в свою очередь, нивелирует проявления индивидуальности обучающихся в выборе жизненного самоопределения. 

Исследования в области гендерной педагогики способствуют решению задач, стоящих перед образованием, расширяя самосознание, самопознание и рефлексию своих особенностей и возможностей в педагогическом процессе. Традиционное гендерное разделение труда потеряло жесткость и нормативность, большинство социальных ролей вообще не дифференцируются по половому признаку. Разработка гендерных подходов в образовании является новым шагом в развитии науки человековедения, педагогической антропологии. 

Существует и ряд проблем, связанных с внедрением гендерного подхода в российское образование, объективных и субъективных препятствий: во-первых,исследования в российской педагогической науке в области гендерной проблематики до сих пор не составляют целостной концепции; во-вторых,неготовность и некомпетентность педагогов общеобразовательных школ к организации обучения и воспитания в контексте гендерного подхода. Значимым шагом в решении второй проблемы стало распоряжение Министра образования Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. № 480–15, в котором отражена на законодательном уровне идея внедрения в образовательные учреждения инновационных технологий организации процессов обучения и воспитания в контексте гендерного подхода и даны рекомендации по организации повышения квалификации управленческих и педагогических кадров по гендерным проблемам в системе образования. 

Актуальность рассматриваемой проблемы усиливается необходимостью устранить противоречия между:

значимым влиянием школы как социального института в гендерной социализации девочек и мальчиков и феминизацией школьного образования;

потребностью школьников в жизненном самоопределении в контексте гендерной социализации и несоответствием системы школьного воспитания к реализации этой потребности;

организацией обучения и существованием учебного плана, отражающего гендерные стереотипы в содержании обучения и стиле преподавания предметов.

Очевидно, что педагогика в целом и воспитание как педагогическое явление нуждаются в осмыслении обозначенных противоречивых изменений и корректировке своих позиций в вопросах гендерного подхода к учебно-воспитательному процессу.

Повышение эффективности обучения детей возможно  при реализации принципа учета индивидуальных и возрастных особенностей детей в воспитании и обучении, используя научные знания об особенностях проявления гендера в учебно-воспитательном процессе.

Теоретико-методологической основой стали: идеи гендерного подхода в педагогике (Т.П. Белова, Г.М. Бреслав, Н.Ю. Ерофеева, И.А. Кириллова); положения об использовании социальной конструкции гендерных составляющих (гендер, гендерные стереотипы, гендерная социализация) в организации профильного обучения (С. Бем, Е.А. Здравомыслова, И.С. Клецина, Н.Н. Коростылева, А.А. Чекалина); концепции проектирования жизненного и профессионального самоопределения школьников на гендерной основе (С.Г. Броневщук, Л.Ф. Шустова, С.Н. Чистякова, Е. Ярская-Смирнова, концепция личностно ориентированного воспитания (Е.В. Бондаревская, Л.И. Новикова); концепции половой социализации (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Клецина, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, В.И. Слободчиков), теории личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.).

1.Организация процесса обучения на основе гендерного подхода в основной школе – это: 

-содержание – деятельность педагога по развитию гендерной культуры, созданию ситуаций успеха, использованию интегративного стиля педагогической деятельности и применению игровых педагогических технологий, реализуемых в системе управленческих функций (сохранение и укрепление здоровья, ориентационной, реабилитационной, коррекционной, стимулирующей, пропедевтической и кооперационной);

-процесс – технология управленческой деятельности педагога, осуществляемая как совокупность последовательных этапов: мотивационно-целевого, операционно-деятельностного, контрольно-регулировочного, рефлексивного, на каждом из которых осуществляется развитие личности обучающихся. 

2.Критерий результативности организации процесса обучения в основной школе на основе гендерного подхода является интегративным, представленный критерием эффективности – наличие и реализация системы педагогических условий для развития  личности обучающихся; критерием действенности – динамика развития личности обучающихся основной школы. 

Научная новизна 

 состоит в следующем: систематизированы данные о проблеме учета гендерных особенностей в обучении школьников; определены  и структурированы содержание и сущность гендерного подхода к обучению в школе.

 Теоретическая значимость: обоснованы направления работы по повышению эффективности обучения в школе с учетом гендерных особенностей школьников; расширены и дополнены теоретические представления о содержании работы по организации учета гендерных особенностей в обучении школьников.

Практическая значимость: подобранна технология организации учета гендерных особенностей в процессе обучения в школе, которая может быть использована в деятельности педагогов и воспитателей, руководителей детских объединений, социальных педагогов, психологов сферы образования, консультантов психологических центров.

Заключение

Имеющиеся в обучении проблемы психологического, педагогического характера связаны, чаще всего, с тем, что в традиционном учебном процессе не учитываются психофизиологические особенности обучающихся, в результате чего часть школьников остается без внимания со стороны учителя, и ей оказывается недоступной учебная информация, которая предназначена детям с преобладанием другого типа полушария головного мозга. 

Вместе с тем есть все основания считать, что оптимальное сочетание форм учебной деятельности и природного генотипа ребенка при восприятии информации являются необходимым и важнейшим условием развивающей направленности обучения как предпосылки для развития индивидуальных возможностей, задатков и склонностей каждого обучающегося. 

Выход был найден в выборе наиболее эффективных форм и методов обучения на основе гендерного подхода.

Определение гендера, на которое в основном опираются отечественные исследователи, дается в учебнике американского социолога Э.Гидденса: "Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие "гендер” затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности”. Согласно традиционному представлению о гендерных ролях, мужчину необходимо готовить к активной деятельности за пределами семейного круга, карьерным достижениям и агрессивному самоутверждению. Женщина предназначена главным образом для заботы о семье и муже, а в определенных случаях – для самопожертвования во имя семьи. Именно эти стереотипы закрепляет "скрытая учебная программа”. Образование, таким образом, не является гендерно нейтральным. Обстановка в современной школе может быть одинаково "недружественна” как к мальчикам, так и к девочкам. Поэтому необходимо применять специальные подходы, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Совокупность этих подходов можно назвать гендерной педагогикой. Основной ее целью является если не преодоление, то смягчение гендерных стереотипов, чтобы поведение ребенка больше зависело от его личных склонностей.

Успешность обучения школьников во многом определяется их психофизиологическими особенностями. Это подтверждается специальными исследованиями психологов, педагогов, методистов, работы которых показывают, что восприятие учебного материала зависит от доминирующего типа функциональной специализации полушарий головного мозга человека. Левое и правое полушария выполняют разные функции: правое отвечает за образно-чувственный аспект мышления, а левое – за понятийно-логическое мышление. Такая неравнозначность полушарий головного мозга называется функциональной асимметрией и играет определенную роль в формировании психической структуры личности, определяет установки и ценностные ориентации, стили мышления, склонности и способности человека, а также некоторые его личностные качества. Кроме того, у школьников имеются различия в переработке информации, эмоциях, мышлении, памяти, деятельности, интеллекте, речи. От степени выраженности специализации полушарий зависит уровень интеллектуальных, художественных и биофизических возможностей детей в учебной деятельности, а, следовательно, и уровень успешности в учении. И очень важно это преимущество определенной части головного мозга использовать в учебном процессе для облегчения усвоения изучаемого материала и повышения эффективности учебного процесса. Процессы анализа и синтеза, формирующие сферу сознания человека, осуществляются при участии левого ("рационального”) и правого ("интуитивного”) полушарий головного мозга. Поэтому, инициируя работу правого полушария, мы развиваем "лингвистическую” интеллектуальность и создаем возможность для творческого процесса в области естественных наук. В свою очередь, развивая "логико-математическую” компоненту интеллекта, повышаем творческие способности человека в гуманитарной сфере.

Организация учебного процесса с учётом гендерного подхода даёт возможность создать условия для обеспечения базового уровня подготовки всех учеников, а также для усвоения материала на более высоком уровне для учениц, проявляющих интерес и способности к предмету; для развития логического мышления учащихся и коммуникативных (умение общаться, сотрудничать), организационных (умение делать выбор) и творческих способностей детей.

Таким образом, гендерный подход в обучении позволяет в условиях классно-урочной системы обучения при сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных заданий обеспечить повышение качества обучения и развития каждого ученика; обеспечивает развитие их познавательной активности и интеллектуальной деятельности. Успех обязательно будет, если процесс обучения строится с учетом знаний о потребностях, интересах, уровня подготовки, познавательных интересов своих учеников и создаются оптимальные условия для овладения ЗУН и развития способностей.


Категория: Мои статьи | Добавил: Водолей (29.10.2009)
Просмотров: 3776 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 2.3/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Погода
Яндекс.Погода
Друзья сайта


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz