>
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [10]
Открытый мастер-класс [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

В категории материалов: 10
Показано материалов: 1-10

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Е. В. Подарцев,

к.ф.н.,учитель литературы 

ГОУ гимназии №1592


Речевые характеристики героев повести Л. Н. Толстого «Детство».


         Повесть Л.Н. Толстого «Детство» из трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» – первое завершенное и опубликованное произведение писателя, работа над которым была окончена к январю 1852 года. Каждое литературное произведение, верно отражающее свою эпоху, со временем приобретает значение исторического документа. Это касается и повести Толстого.

         В «Детстве», как известно, очень много автобиографического. Большая часть содержания повести связана с изображением жизни и быта обитателей дворянской усадьбы, чьи образы во многом раскрываются через особенности их речи. В первых главах повести изображен один день из жизни типичной русской дворянской усадьбы глазами главного героя, десятилетнего Николеньки Иртеньева. Перед нами предстает история целой семьи, выраженная через воспоминания, описанные в тексте повести события, диалоги и внутренний монолог главного героя. В связи с этим особое значение приобретают речевые характеристики героев. Они сильно отличаются друг от друга в зависимости от возраста, национальной принадлежности, происхождения  и социального положения того или иного персонажа.

     К

Мои статьи | Просмотров: 15573 | Добавил: Водолей | Дата: 30.11.2009 | Комментарии (6)

Экспериментальная работа гимназии №1592  по реализации развивающей речевой среды школьника

Н.В.Растёгина

зам.директора по УВР ГОУ гимназии №1592,

О.В.Гордиенко к.ф.н., 

зам,декана филологического факультета МПГУ


Экспериментальная работа по формированию развивающей среды школьника была задумана и начала осуществляться по инициативе гимназии № 1592 совместно с учеными Московского педагогического государственного университета . 

Разработку проблемы было решено вести в следующих направлениях: «Формирование развивающей речевой среды школьника», «Формирование воспитывающей среды школьника», «Формирование индивидуально-творческой среды обучения школьника», «Формирование здоровьесберегающей среды школьника» и «Формирование психосоциальной среды школьника». 

на примере реализации направления «Формирование развивающей речевой среды школьника» покажем работу учителей-экспериментаторов Геро И.К., учителя русского языка и литературы и Подарцева Е.В., к.ф.н.,  учителя русского языка и литературы 

 Методическим объединением словесников  было решено провести констатирующий эксперимент, включающий диагностику знаний, умений и навыков гимназистов по русскому языку и литературе (в том числе уровня коммуникативной культуры учащихся), интеллектуальных возможностей гимназистов 5-7 классов, а также опросы самих школьников и их родителей. Данные мониторинга показали недостаточное владение гимназистами коммуникативной компетенцией, особенно в области построения развернутого высказывания с обязательной передачей впечатлений и собственных эмоций с учетом определенных фоновых знаний, использования изобразительно-выразительных средств для передачи своего эмоционального состояния; гимназисты редко используют экспрессивно-оценочные слова. Опросы  выявили познавательную мотивацию  учащихся и их родителей «уметь правильно и красиво говорить и писать», «владеть языком  журналиста». 

В ходе анализа результатов констатирующего эксперимента пришли к выводам. Во-первых, работа по формированию коммуникативных умений школьников проводится в основном, вслед за учебниками, на аналитических упражнениях и заданиях: определение темы, основной мысли, типа речи анализируемого текста. Во-вторых, не всегда учитываются психологические особенности возраста учащихся 5-7 класса, для которых характерно наглядно-образное мышление. Психологами (Б.Г.Ананьевым, Л.Л.Бочкаревым, Р.С.Немовым и др.) доказана прямая зависимость активизации мотивационной сферы личности учащихся от эстетического переживания, в результате чего появляется внутренняя потребность в словесном оформлении своих мыслей, чувств. Данные результаты дают основание говорить, что при обучении коммуникативным умениям необходим яркий эмоциональный стимул, который служил бы источником возникновения мотива речевой деятельности. Безусловно, решению данной проблемы способствует использование разнообразных средств наглядности (Г.Г.Городилова, Л.М.Зельманова, З.И.Курцева, Л.П.Прессман, Т.М.Фалина). Разработаны методики формирования коммуникативных умений школьников с помощью живописи (Т.А.Ладыженская, Л.А.Ходякова, А.Н.Горчак), музыки (Г.Б.Вершинина, О.В.Куварзина), видео (Т.Н.Волкова, И.Ю.Кудина), иллюстраций и собственных рисунков школьников (Е.А.Кобелева, И.М.Михайлова), произведений декоративно-прикладного и народного искусства (Л.И.Новикова, Л.П.Сычугова и др.). По результатам мониторинга одним из направлений разработки проблемы: создание серии творческих заданий коммуникативной направленности на материале, способном вызвать эмоциональные переживания гимназистов.   

Анализ научной и научно-методической литературы по формированию развивающей речевой среды и педагогического опыта, включая собственный, позволил наметить еще несколько направлений разработки проблемы: создание детского объединения дополнительного образования «Юный журналист»  и его методическое сопровождение, разработка единого речевого режима для гимназии, создание сети творческих организаций и мероприятий для гимназистов разных возрастных групп (клуб читателей,  театр-студия, литературная гостиная и др.). Ирина Константиновна Геро на уроках по развитию речи развивает умение пользоваться лексическим богатством русского языка как в устной, так и в письменной речи, воображение и эмоциональную сферу чувств учащихся. Евгений Владимирович Подарцев руководит проектом учащихся «Мир русской усадьбы в творчестве русских писателей 19 века», акцентируя внимание на речевых характеристиках героев произведений.

По направлению «Формирование развивающей речевой среды школьника» уточнен перечень коммуникативных умений:

К общепринятым умениям добавили специальные умения,  которые могут быть сформированы на основе творческих заданий: умение отбирать уже известный литературный, научный материал для аргументации своей точки зрения и соотносить его с увиденным или услышанным, вводить в свое высказывание прецедентные тексты; умение из разных точек зрения на один материал выбирать наиболее близкую и поддерживать ее своими наблюдениями, умозаключениями; умение грамотно оформлять возникающие образы, словесно оформлять свои чувства и эмоции, для чего уметь использовать оценочные слова, эмоционально-экспрессивную лексику, изобразительно-выразительные средства; самому создавать уникальные языковые средства для передачи впечатлений; умение самостоятельно строить высказывания параллельного или последовательного сравнения предметов или тестов, предметов и текстов.

Параллельно с этим была начата работа по определению единого речевого режима гимназии. В рамках этой работы определены следующие положения: требования, предъявляемые на уроках русского языка к устной и письменной речи гимназистов, поддерживаются учителями всех предметов, а также во внеурочной деятельности, также всеми учителями признаются разработанные словесниками система работы с научными терминами, виды работы, связанные с чтением и аналитической переработкой информации, система оценивания учебных достижение гимназистов, включающая словесную презентацию материалов. Разработано положение о едином речевом режиме гимназии, в котором отражены обязанности учителей, независимо от преподаваемого ими предмета, обязанности классных руководителей, администрации гимназии, а также единая политика в области информационной поддержки с учетом речевых норм. 



Мои статьи | Просмотров: 882 | Добавил: Водолей | Дата: 30.11.2009 | Комментарии (0)

Мастер-класс в режиме телемоста 

«Активные технологии в развитии речи учащихся»: 

из опыта участия


Базанова Г.С.

директор ГОУ гимназии №1592,

Н.В.Растёгина

зам.директора по УВР ГОУ гимназии №1592,

О.В.Гордиенко к.ф.н., 

зам.декана филологического факультета МПГУ


Гимназия № 1592, работающая в рамках эксперимента «Формирование развивающей среды школьника », проводимого совместно с Московским педагогическим государственным университетом, осенью 2009г. приняла участие во Всероссийском фестивале «Учитель русской словесности», посвященном 200-летию Н.В.Гоголя. Учителя-словесники и учащиеся 7 «А» класса гимназии № 1592 стали участниками мастер-класса «Активные технологии в развитии речи учащихся», проводимого в режиме телемоста.

Мастер-класс проводился преподавателями филологического факультета Московского педагогического университета под руководством доктора филологических наук, профессора И.Г.Минераловой. В мероприятии участвовали преподаватели, студенты и учащиеся средних общеобразовательных учреждений из Москвы, Волгограда, Ельца, Саранска, Тамбова, Ярославля и других городов России.

Главная задача мастер-класса заключалась в том, чтобы показать, как можно с использованием активных технологий развивать связную речь школьников. Выбранный путь презентации новых подходов к урокам развития речи позволил в процессе часа, отведенного на мероприятие, создать всем участникам мероприятия текст на тему «Для мня молодость – это…», где каждый по-своему определил понятие молодости. В заключение телемоста многие участники (учителя, студенты, вузовские преподаватели и ученики школ) прочитали получившиеся у них тексты, раскрыли разные стороны понимания молодости, что в итоге позволило увидеть различные аспекты проблемы с возрастных, эстетических и философских позиций. 

Таким образом,  ученикам школ участие в мастер-классе в режиме телемоста позволило, во-первых, увидеть, как рождается спонтанный текст одновременно создаваемый в разных городах России разными категориями людей, во-вторых, принять тексты, созданные взрослыми, в качестве эталонов (уместно вспомнить слова А.С.Пушкина: «Талант неволен, и его подражание не есть постыдное похищение, - признак умственной скудности, но благородная надежда на свои собственные силы, надежда открыть новые миры, стремясь по следам гения, - или чувство, в смирении своем еще более возвышенное: желание изучить свой образец и дать ему вторичную жизнь»), в-третьих, убедиться, что уроки русского языка могут быть увлекательными, могут проходить в интерактивном режиме, позволяющем обмен мнениями, дискуссии, что создает определенный гипертекст, с которым можно работать в продолжении еще нескольких уроков.

Учителям мастер-класс позволил, во-первых, увидеть новые технологии в действии (не только понять их теоретические основы, но приобрести опыт личного участия, а также сразу получить результаты, продукты детского творчества), что, несомненно, является повышением профессиональной квалификации, во-вторых, сравнить уровень своих лингвометодических познаний с уровнем профессиональных знаний и умений других, наметить маршрут индивидуального учительского роста, в- третьих, продемонстрировать своим ученикам и педагогическому сообществу свои творческие возможности в продуцировании текста, что поднимает престиж учителя (в первую очередь) в глазах учеников.

В целом подобный опыт позволил гимназии открыть еще один прием интерактивного общения с педагогическим сообществом, включиться в современное движение по обмену опытом в рамках модернизации российского образования.    


Мои статьи | Просмотров: 928 | Добавил: Водолей | Дата: 30.11.2009 | Комментарии (0)

В мае состоялся   Шанхайский образовательный форум 2009. В программе Форума был представлен опыт работы с одаренными детьми в разных странах. Обсуждались вопросы государственной политики в области обучения и воспитания одаренных детей, диагностики одаренных детей, конкретной деятельности по их развитию. На пленарном заседании заслушан опыт инклюзивного образования в Великобритании (докладчик - Лани Флориан, профессор Университета Абердина, Великобритания) и опыт работы по развитию одаренности в Российской Федерации, который представила я.  Ниже приведены тезисы этого доклада.  
Мои статьи | Просмотров: 2006 | Добавил: Водолей | Дата: 23.11.2009 | Комментарии (0)

Синягина Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, директор ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», г. Москва, научный консультант ГОУ гимназии № 1592 по работе с одаренными детьми.
Мои статьи | Просмотров: 1677 | Добавил: Водолей | Дата: 23.11.2009 | Комментарии (0)

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Руководствуясь в своей деятельности этим положением «Рабочей концепции одаренности», мы учитываем и следующее высказывание «уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой)».
Мои статьи | Просмотров: 990 | Добавил: Водолей | Дата: 14.11.2009 | Комментарии (0)

Любое разноуровневое обучение строится на 2х аспектах педагогического процесса: Дифференциация и Индивидуализация. Дифференциация – это учет личностных интересов учащихся, тип мышления, уровень обученности, уровень индивидуального развития учащихся. Индивидуализация предполагает создание условий, в которых каждый учащийся сможет проявить свои способности и таланты. Из опыта работы было выяснено, что дети с более высокой мотивацией по гуманитарным предметам, как правило, легко «входят» в процесс обучения новому языку. Не последнюю роль здесь играет и культурный уровень семьи. Овладение лексическим и грамматическим материалом происходит у таких детей достаточно легко.
Мои статьи | Просмотров: 3044 | Добавил: Водолей | Дата: 14.11.2009 | Комментарии (3)

В последние десятилетия значительно возрос интерес к изучению феномена русской усадьбы, ее культуры и жизненного уклада, это стало особенно заметно после возобновления в 1992 году деятельности Общества изучения русской усадьбы. Активизация интереса к усадебной культуре  вызвала к жизни обширную литературу исторического и искусствоведческого характера. Появились также работы, анализирующие отражение усадебной жизни в произведениях художественной литературы. В литературоведческих работах закрепилось введенное В.Г. Щукиным понятие «усадебный текст», которое в современных исследованиях связывается, в первую очередь, с произведениями И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, поэзией Константина Романова, А.А. Фета и др.1


Мои статьи | Просмотров: 4172 | Добавил: Водолей | Дата: 06.11.2009 | Комментарии (0)

Актуальность проблемы. В условиях существенных изменений социокультурной жизни общества на рубеже XX–XXIв. в сфере гендерной стратификации наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. В этом аспекте закономерно происходят кардинальные изменения и в содержании теоретико-методологических подходов в образовании; по-новому видятся цели обучения и воспитания мальчиков и девочек. Отечественные и зарубежные педагоги- и психологи-исследователи в области гендерной проблематики сходятся в том, что образование как педагогическое явление, неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих концептуальных позиций в вопросах гендерной социализации воспитанников: развитие андрогинной личности обучающихся, обеспечивающей широкие возможности раскрытия индивидуального опыта, самоопределения, самоорганизации жизнедеятельности и самоактуализации (К. Гиллиган, К. Гэри, К. Джеклин, Ф. Л. Джес, Е. А. Здравомыслова-Стоюнина, И. С. Клецина, Т. И. Клименкова, Е. Маккоби, Дж. Мани, С. Д. Матюшкова, Л. В. Попова, Н. А.Римашевская, Л. В. Штылева и др.). 
Мои статьи | Просмотров: 3785 | Добавил: Водолей | Дата: 29.10.2009 | Комментарии (0)

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ И ХИМИИ «СТРОЕНИЕ АТОМА»


Интеграция предметов – это организация предметной деятельности, предполагающая использование системного подхода, ориентированного на формирование системного типа мышления. Интегрированный урок — это урок, который проводится с целью раскрытия общих закономерностей, законов, идей, теорий, отображенных в разных науках и соответствующих им учебных предметах. Его проведение обеспечивает формирование у учеников целостной системы представлений о диалектико-материалистических законах познания окружающего мира в их взаимосвязи и взаимообусловленности; оказывает содействие углублению и расширению знаний учеников, диапазона их практического применения к процессам и явлениям окружающей действительности. 

Интегрированные уроки помогают учащимся осознать возможности применения приобретенных знаний в разных (смежных) областях науки и сферах деятельности,  синтеза фактов, явлений, процессов с целью выдвижения новых идей, разработки гипотез, позволяют организовать понимание. Этому способствует свойственная интегрированным урокам деятельность учителя и учеников. На интегрированных уроках, как ни на каких других, происходит формирование умений анализировать, синтезировать, обобщать, умение видеть проблему, намечать пути решения проблемы и др. Именно на этих уроках в большей мере происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.


Мои статьи | Просмотров: 10717 | Добавил: Водолей | Дата: 21.10.2009 | Комментарии (24)

Поиск
Погода
Яндекс.Погода
Друзья сайта


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz